Женщины и мужчины:
гендерный аСпект
В Ярославле в
течение двух дней работала первая летняя гендерная школа "Гендерные
отношения: реальность и перспективы", проведенные совместно с городским
научно-методическим центром социальной политики.
Организаторы школы так
определили ее основные цели и задачи: |
В работе летней школы приняли участие представители общественных женских
организаций, мэрии, муниципалитета и областной думы, политических партий и
движений, культуры и науки, бизнеса, СМИ и другие. После вступительного слова
председателя оргкомитета Гендерной школы, первого
заместителя мэра Ярославля Валерия Величко с докладами выступили кандидат
исторических наук Наталья Новикова, кандидат психологических наук Татьяна
Панкратова и доктор политических наук Наталья Досина. Затем развернулись оживленные
творческие дискуссии слушателей школы в форме «круглого стола», тренингов и
проектных лабораторий. Было решено продолжить начатую
работу и будущей зимой провести еще одну гендерную школу.
Стереотипы действуют как увеличительное стекло
«Гендерные стереотипы и установки и их влияние на межличностные отношения» - так назывался доклад кандидата психологических наук Татьяны Панкратовой.
Гендерный стереотип, подчеркнула она, - это упрощенный, устойчивый, окрашенный образ поведения и черт характера мужчин и женщин. Эти столь устойчивые стереотипы проявляются во всех сферах жизни человека - в самосознании, в межличностном общении, в межгрупповом взаимодействии. В чем же выражается негативный эффект тендерных стереотипов?
Во-первых, существующие стереотипы образов мужчин и женщин действуют как увеличительное стекло, и различия между мужчинами и женщинами подчеркиваются в гораздо большей степени, чем они есть в действительности.
Во-вторых, одно и то же событие может по-разному интерпретироваться и
оцениваться в зависимости от того, к какому полу принадлежит участник этого
события. Скажем, хорошую успеваемость по математике мальчиков учителя и
родители, как правило, объясняют их способностями, а такую же успеваемость
девочек - их старанием. Родители, исходя из существующего стереотипа, оценивают
способности сына к математике как более высокие, нежели дочери, даже в том
случае, когда их успеваемость одинакова.
Этот эффект гендерных стереотипов проявляется в том, что
из единичного случая делаются далеко идущие обобщения. Например, стоит
женщине-водителю нарушить правила дорожного движения, как мужчина сразу
восклицает: «Я же говорил, что женщины не умеют водить машину!». Это наглядный
случай пристрастного отношения к группе, к которой не принадлежит оценивающий
ее.
ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГЕНДЕР?
Выступая перед участниками школы с докладом «История понятия "гендер" и особенности его использования в различных дисциплинах», кандидат исторических наук Наталья Новикова обратила внимание присутствующих на то, что есть различные, но достаточно близкие определения этого понятия.
Э.Гидденс: Гендер - не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности мужественности и женственности; социальные ожидания относительно поведения, которое рассматривается как соответствующее для мужчин и женщин.
А. Кирилина: Гендер - набор соглашений, которыми общество трансформирует биологическую сексуальность в продукт человеческой активности.
Л. Пушкарева: Гендер - система межличностного взаимодействия, посредством которого создается, подтверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как категориях социального порядка...