Женщины и мужчины:
гендерный аСпект

В Ярославле в течение двух дней работала первая летняя гендерная школа "Гендерные отношения: реальность и перспективы", проведенные совместно с городским научно-методическим центром социальной политики.

Организаторы школы так определили ее основные цели и задачи:
- информирование и просвещение в вопросах гендерных отношений;
- формирование навыков сотрудничества, коммуникаций, лидерства;
- привлечение профессионально подготовленных женщин-лидеров к решению актуальных проблем города.

В работе летней школы приняли участие представители общественных женских организаций, мэрии, муниципалитета и областной думы, политических партий и движений, культуры и науки, бизнеса, СМИ и другие. После вступительного слова председателя оргкомитета Гендерной школы, первого заместителя мэра Ярославля Валерия Величко с докладами выступили кандидат исторических наук Наталья Новикова, кандидат психологических наук Татьяна Панкратова и доктор политических наук Наталья Досина. Затем развернулись оживленные творческие дискуссии слушателей школы в форме «круглого стола», тренингов и проектных лабораторий. Было решено продолжить начатую работу и будущей зимой провести еще одну гендерную школу.
 

Стереотипы действуют как увеличительное стекло

«Гендерные стереотипы и установки и их влияние на межличностные отношения» - так назывался доклад кандидата психологических наук Татьяны Панкратовой.

 Гендерный стереотип, подчеркнула она, - это упрощенный, устойчивый, окрашенный образ поведения и черт характера мужчин и женщин. Эти столь устойчивые стереотипы проявляются во всех сферах жизни человека - в самосознании, в межличностном общении, в межгрупповом взаимодействии. В чем же выражается негативный эффект тендерных стереотипов?

Во-первых, существующие стереотипы образов мужчин и женщин действуют как увеличительное стекло, и различия между мужчинами и женщинами подчеркиваются в гораздо большей степени, чем они есть в действительности.

Во-вторых, одно и то же событие может по-разному интерпретироваться и оцениваться в зависимости от того, к какому полу принадлежит участник этого события. Скажем, хорошую успеваемость по математике мальчиков учителя и родители, как правило, объясняют их способностями, а такую же успеваемость девочек - их старанием. Родители, исходя из существующего стереотипа, оценивают способности сына к математике как более высокие, нежели дочери, даже в том случае, когда их успеваемость одинакова.
Этот эффект гендерных стереотипов проявляется в том, что из единичного случая делаются далеко идущие обобщения. Например, стоит женщине-водителю нарушить правила дорожного движения, как мужчина сразу восклицает: «Я же говорил, что женщины не умеют водить машину!». Это наглядный случай пристрастного отношения к группе, к которой не принадлежит оценивающий ее.

ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГЕНДЕР?

Выступая перед участниками школы с докладом «История понятия "гендер" и особенности его использования в различных дисциплинах», кандидат исторических наук Наталья Новикова обратила внимание присутствующих на то, что есть различные, но достаточно близкие определения этого понятия.

Э.Гидденс: Гендер - не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности мужественности и женственности; социальные ожидания относительно поведения, которое рассматривается как соответствующее для мужчин и женщин.

А. Кирилина: Гендер - набор соглашений, которыми общество трансформирует биологическую сексуальность в продукт человеческой активности.

Л. Пушкарева: Гендер - система межличностного взаимодействия, посредством которого создается, подтверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как категориях социального порядка...

Сайт создан в системе uCoz