Знакомьтесь: Любовь Шишханова - заслуженная артистка России, кавалер орденов Св. Луки и Св. Равноапостольной княгини Ольги III степени, Лауреат областной Премии им. Л.В. Собинова,солистка областной филармонии.

Я - счастливый человек

Я очень счастливый человек.
Я играю на органе и думаю: какое счастье...

       Любовь Шишханова

 

Из античной поэзии

Все это было, когда на земле благодатной
Той, что зовется Аркадией в Греции славной,
Боги и люди, сатиры и нимфы бок о бок
Жили, не ведая горя вражды и печали.
Там родилась златокудрая нимфа Сиринга.
Средь изумрудных лугов и в лесах светозарных
Первой красавицей слыла, да песни веселые пела.
Верность хранила богине своей Артемиде.
Многажды злые сатиры и боги ее добивались.
Но исчезала она, средь зеленых дубрав укрываясь
Ими хранима, сама их от лиха спасая.
Честь берегла, чистоту и девичью невинность
Только однажды увидел веселую нимфу
Старый властитель всех скал и долин и деревьев —
Тот, кто у эллинов Паном всесильным зовется.
Нравом он весел, но ликом и телом ужасен.
Бросился Пан, от любви и желанья сгорая,
Вслед за прекрасною девой лесною.
И не посмели деревья владыке перечить.
Не защитили прекрасную нимфу ветвями.
Еле спаслась, и от Пана влюбленного прыти,
Кинулась нимфа к речным своим сестрам-наядам.
Сжалились сестры, туманом от страстного взора,
Сделав тростинкой, средь прочих, надежно укрыли.
Берегом Ладона долго бродил козлоногий
Нимфу любимую с нежной тоской поминая...
Утром услышал он голос гуляки Эола.
Пели, под ветром сгибаясь, звенящие кущи речные.
Только один в этом хоре, был голос случайный.
Только его аркадийский владыка и слышал,
Голос далекий, знакомый, печальный и нежный,
Пела, от Пана сбежавшая, нимфа-тростинка.
Молча блуждал среди зарослей старый повеса,
Тщетно искал, и напрасно на голос стремился,
Попусту звал он на берег прекрасную деву,
С каждым мгновеньем надежду на чудо теряя.
С горя он срезал пучок тростника златогласый
Сделал семь флейт и, скрепив их корявой рукою,
Душу вдохнул самой первой на свете свирели,
Чувства свои на двенадцать ветров отпуская.
С этих времен, зачарованы люди и звери
Голосом Пановой флейты, смолкают сатиры и птицы,
Только прильнет он губами, к свирели любимой.
Той, что у эллинов славных зовется Сирингой.
(переложение В. Поварова)
 

В начале семидесятых годов прошлого века в Ярославской областной филармонии появляется молодая девушка, выпускница Московской консерватории.
Вместе с концертными бригадами она много колесит по городам и весям области, испытывает все прелести разъездной артистической жизни и мечтает только об одном, как в один прекрасный момент выйдет на сцену, и даст сольный концерт на инструменте, который берет свое начало от той самой флейты Пана, о рождении которой гласит древняя легенда.
Любовь Шишханова оказалась в Ярославле не случайно. Поступив в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, она начала посещать концерты Сергея Леонидовича Дижура, своего учителя, музыканта, имеющего мировую известность. Он преподавал тогда фортепьяно и класс ансамбля, но признание получил, как один из ведущих органистов Советского Союза. Люба, можно сказать, влюбилась в этот величественный музыкальный инструмент, а когда поступила в Московскую консерваторию, решила вплотную заняться освоением искусства игры на органе. Но органы в те времена были установлены в редких концертных залах, и когда она узнала, что в Ярославской областной филармонии будет установлен этот инструмент, не раздумывая, согласилась переехать сюда.

И вот, в январе 1975 года под сводами концертного зала областной филармонии впервые ожил орган, установленный специалистами из Германской Демократической республики. Музыкальная общественность города с нетерпением ожидала этого события и билеты на первые органные концерты были раскуплены за несколько месяцев вперед. Так что, можно сказать, молодой солистке филармонии повезло вдвойне: сбылась заветная мечта, и к тому же ее выступления проходили при полном зале, а для артиста это вещь немаловажная.
Кто бы мог подумать, что орган в России и Ярославль фактически являются ровесниками. Из летописных источников известно, что этот инструмент был привезен на Русь в одиннадцатом веке. Мы не знаем, как он попал на Русь. Некоторые исследователи считают, что это был свадебный подарок к бракосочетанию сына Ярослава с византийской царевной, которым был скреплен мирный договор, после последнего неудачного похода русичей на Константинополь. В 16 -17 веках органы устанавливались в хоромах московской знати, возможно были они и в домах ярославских богатеев, но первый профессиональный органист, точнее органистка, приступил к работе в областной филармонии лишь несколько веков спустя.

Любовь Башировна Шишханова родилась в Казахстане. Ее отец был руководителем крупного горнообогатительного предприятия «Фосфорит». Затем ее семья из Каратау переезжает на Среднюю Волгу в город Куйбышев, ныне Самару. Там и начинают проявляться ее музыкальные наклонности. Она учится в музыкальной школе игре на фортепьяно, и закончив музыкальную семилетку, как музыкально одаренный ребенок, поступает в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, живет в интернате при школе, посещает концерты, готовится к поступлению в консерваторию, в общем, - не считая таланта и целеустремленной работы, обыкновенная столичная жизнь.

В консерватории ее наставником становится еще один замечательный музыкант, органист, музыковед, заслуженный деятель искусств РСФСР Л.И. Ройзман. Именно благодаря его подвижнической деятельности многие города России, в том числе и Ярославль, получили возможность установить органы в концертных залах. Ему удалось убедить Министерство культуры СССР, что строительство органов в Советском Союзе, имеет большое значение. По инициативе Леонида Исааковича был создан Комитет по органостроению, стали налаживаться отношения с иностранными фирмами.

Мы не знаем имени человека, который додумался увеличить количество и размер труб Пановой флейты и подавать воздух при помощи мехов. Но о распространенности органов в древней Греции и Римской империи свидетельствуют исторические источники. Он применялся в театрах, в цирке, на гладиаторских играх, а так же как инструмент домашнего музицирования, о чем свидетельствует мозаика из Неннинга близ Трира. Для католического церковного богослужения орган стал использоваться, начиная с седьмого века нашей эры.
Греческие и латинские описания конструкций органа дополняются археологическими находками и сохранившимися изображениями, в том числе - на монетах. До нашего времени дошло имя одного из изобретателей органа - механика Ктесибия из Александрии, который, взяв за основу ту самую сирингу, создал во втором веке до нашей эры уникальный механический музыкальный инструмент - гидравлос (водяной орган). Воздух в него нагнетался из воздушной камеры под напором воды, подавался к трубкам и распределялся между ними при помощи клавиатуры во время исполнения музыки.

Сегодня церковный или концертный орган представляет собой величественное стационарное сооружение, и исполнение на нем требует определенных физических усилий. Порою, кажется, что хрупкой женщине это просто не по силам, но Любовь Башировна как бы опровергает это заблуждение и считает, что это не так, и органисток ничуть не меньше, чем органистов. И хотя в
наших представлениях человек, восседающий за пультом управления органа (иначе сказать - просто язык не поворачивается), должен быть маститым и седовласым, вроде Иоганна Себастьяна Баха или Генделя, но, как ни странно, покровительницей органистов является одна из христианских мучениц - Святая Цицилия, которая сама была органисткой.

Исполнитель на органе должен обладать определенными качествами и среди них, как минимум, - собранностью и точностью, - инструмент просто не терпит приблизительности. Любовь Башировна поясняет: «Играя на органе надо все время помнить об этом. Кроме того, помимо непосредственно исполнения произведения, в котором присутствуют партии правой и левой руки, а также партия педали (ножная клавиатура, состоящая из 30 клавиш), необходимо следить за действиями ассистента, который стоит рядом, переключает регистры, переворачивает ноты. И от его действий также зависит то впечатление, которое производит органист на публику». К тому же, когда приходится играть на незнакомом органе, а Шишханова много гастролирует по стране, возникает необходимость за короткие предконцертные репетиции изучить совершенно другое расположение регистров, клавиатуры. И всё это надо моментально запоминать, что очень непросто. Короче говоря, человек, не обладающий способностью сконцентрировать свое внимание, просто не сможет стать профессиональным органистом, каким бы исполнителем-виртуозом он ни был. А то, что Любовь Башировна в совершенстве владеет этим сложным инструментом, сомнении не вызывает.

Искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в девятом веке они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное распространение царь музыкальных инструментов начинает получать в четырнадцатом веке, а в 1470 г. немец Бернгардт в Венеции ввел педаль, т. е. клавиатуру для ног. Старинные органы были грубой работы. Ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 дюймов (один дюйм равен 2,54 см). Расстояние между клавишами было в полдюйма. Ударяли по клавишам кулаками.
Современный вид орган приобрел в 16 - 17 веках. Он состоит из воздухо-нагнетательного механизма, набора деревянных и металлических труб разных размеров, клавиатур - ручных (мануалы) и ножной (педаль). Посредством рычагов, кнопок органист может менять тембр звучания органа.
Сегодня процесс подачи воздуха к трубам, скажем так, электрифицирован: существуют электрические, и даже электронные, приводы управления регистрами. Но это не меняет исконный дух, присущий только органной музыке.

Любовь Шишханова считает свой инструмент одушевленным существом, которое ревностно относится к долгим разлукам, небережному обращению, передаче в чужие руки. Она даже считает его ревнивым: «У меня четкое ощущение, что это очень живой инструмент. Он весьма чутко на все реагирует. Например, после долгих гастролей или отпуска, я приезжаю и открываю свой орган. Садясь за него, я чувствую, что он недоволен из-за того, что на нем так долго не играли. Всегда чувствуется, если кто-то к нему прикасался... Какой-то контакт образуется очень тесный».
Наверное, взаимоотношения органистки и инструмента в данном случае можно назвать любовью. Ведь только любящий человек способен всецело жить для другого. И Любовь Шишханова (так сложилась ее жизнь) не представляет себя без любимой работы, без встреч и разлук с Ярославским органом. Можно сказать, их роман начался с первой встречи, когда она впервые коснулась чуткими пальцами клавиатуры, и - родилась музыка!..

Орган, конечно, инструмент специфический и требует от исполнителя полной отдачи душевных, да и физических сил. Кроме того, российская специфика, когда инструмент установлен в концертном зале, и график репетиций напрямую зависит от расписания концертов и репетиций других коллективов, ограничивает время занятий. По признанию Любови Башировны, ей приходится репетировать и рано утром, и поздно вечером, и даже ночью. Кроме того, специфика исполняемых произведений накладывает отпечаток на характер музыканта, но, по убеждению ярославской органистки, голосом органа с человеком разговаривает сам Всевышний.

Широкая публика впервые услышала звучание Ярославского органа в январе 1975 года, тридцать лет тому назад. И все это время за кафедрой царя музыкальных инструментов бессменно находится Любовь Башировна Шишханова. Эта женщина, можно сказать, положила всю свою жизнь на алтарь высокого искусства, начало которому дала древнегреческая «флейта Пана», о рождении которой так красиво рассказывает романтическая легенда!..

Владимир Поваров

Сайт создан в системе uCoz