В ПОИСКАХ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Толерантность - это новое для нас понятие. Для жителей развитых европейских стран это норма жизни. Станет ли она таковой для россиян - покажет время. Но для того, чтобы пройти путь в тысячу миль, нужно сделать 1-й шаг. Мы приглашаем к разговору всех, кому небезразличны вопросы мира и согласия в обществе. Предлагаем для обсуждения следующие вопросы:
1. Какие школы, общественные структуры уже занимаются претворением в жизнь федеральной программы "Толерантность"?
2. Какие успехи и трудности встретились на их пути?
3. Какова роль семьи в воспитании духа миролюбия и уважения к окружающим?
4. Какие школьные предметы обладают наибольшим потенциалом в воспитании духа толерантности?
5. Что в нашем обществе объективно мешает проведению в массовое сознание установок толерантного поведения?
Ждем ваших писем

Былое и думы

Эту статью я хочу начать с вопроса. Когда в последний раз вы задумывались о том, каков ваш, как говаривали в Древнем Риме, modus vivendi, что в переводе означает «образ жизни». В это понятие просвещенные латиняне в первую очередь вкладывали свое представление о стиле взаимоотношений с окружающими, о нравственных ценностях, о нормах жизненного уклада, о своей гражданской позиции. Уже давно рухнула не только древнеримская, но и российская империя, и как-то в последнее время никто особенно не озабочен тем, чтобы напомнить нам о том, что без четких, ясных представлений о том, на каких нравственных столпах основывается наше бытие, оно становится не просто шатким - из бытия оно превращается в быт, часто унылый и безотрадный.
Да, с перестройкой в нашу жизнь вошли демократические выборы, появилось невиданное разнообразие товаров, хорошеют столичные города, но сколько при этом появилось новых проблем. Их много, этих проблем: и высокая преступность, особенно детская, и беззащитность перед терроризмом, и пропасть между отчаянной нищетой одних и кричащим богатством других, а главное - потеря большинством людей твердых нравственных позиций и принципов.

В поисках утраченного времени

А теперь еще один вопрос. Может быть, он покажется вам нескромным и в чем-то неожиданным. А каковы ваши личные нравственные убеждения? Когда в последний раз вы совершили такой поступок, который дает вам право на самоуважение? Каков наш сегодняшний моральный облик? Вот о внешнем образе, об имидже, речь в последнее время заходит довольно часто.
НО ведь в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Еще восемьсот лет назад Владимир Мономах писал: "Гордости не имейте в сердце своем. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев... Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите". А вот слова Антона Павловича Чехова: "Воспитанные люди, по-моему, мнению, должны удовлетворять следующим условиям: 1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... 2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом". Вспомним и не столь отдаленные времена, осененные "Моральным кодексом строителя коммунизма". "Человек человеку - друг, товарищ и брат" - это оттуда. Правда, вначале надо было удостовериться, что человек этот не является классово чуждым элементом.

 Толерантность - путь к миру в обществе

А существует ли сегодня такая система нравственных ценностей, которая могла бы сплотить всех членов общества вне зависимости от их национальности, возраста, вероисповедания? Шестнадцатого ноября 1995 года государства-члены ООН приняли Декларацию принципов толерантности. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культа силы культурой миролюбия.

Легко ли быть толерантным?

Декларация принципов толерантности провозглашает то, что толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Ведь эскалация нетерпимости в од-ном регионе потенциально угрожает всем частям мира. В нашей стране также принята программа по формированию установок толерантного сознания, и профилактики экстремизма. Но, увы. Много ли в школе предметов, где детям рассказывали бы о необходимости доверия и открытости миру людей разных национальностей, учили бы вниманию друг к другу, умению решать спорные вопросы не с позиции силы, а здравого смысла и разумного компромисса. В школе каждый предмет может стать источником формирования навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Толерантность - это не пассивное соглашательство с любыми взглядами, это умение отстаивать свои суждения, не унижая достоинства своего оппонента. Это - признание того факта, что каждый из нас имеет право на индивидуальность и неповторимость. Я бы сказала, что людей-носителей духа толерантности можно легко узнать. По сути - это аристократы наших дней. Им свойственны истинная культура, широта интересов, деловая и социальная активность, уверенность в собственных силах и уважение к окружающим. Вот и вернулись к тому, с чего начали эту статью. Если в портрете узнали себя, то ваш modus vivendi соответствует системе XXI века - нравственных ценностей наших дней. Теперь вам осталось совсем немного - увлечь своим примером других!

Ольга Давыдова.

Сведения об авторе:
Давыдова Ольга Владиславовна,
учитель высшей категории в начальных классах
 (НОУ Гуманитарный колледж).
Отличник народного просвещения,
лауреат Всероссийского конкурса
 "Педагогические инновации".
 

Сайт создан в системе uCoz