Как воспитать будущего президента

Известно, что человеческий мозг насчитывает около 1,4 миллиарда клеток. У новорожденного ребенка большинство из этих клеток еще не задействовано. Сравнение головного мозга новорожденного и взрослого показывает, что в процессе его развития между клетками происходит формирование особых отростков - мостиков. Связи между мозговыми клетками формируются наиболее активно в период от рождения ребенка до трех лет. К 3-4 годам созревает задняя часть мозга, а с четырех в этот процесс включаются так называемые фронтальные доли, которые  «отвечают» за такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства.

Таким образом, потенциально выдающаяся личность формируется в этом возрасте. Оказывается, в ребенке можно сконцентрировать то, что потом даст ему возможность стать крупным лидером, творцом, ученым, в зависимости от его собственных талантов и способностей. Такую теорию развивает в своей книге «После трех уже поздно» один из основателей всемирно известной фирмы СОНИ, электронщик по образованию, педагог по призванию Масару Ибука — японский доктор Спок.

Масару Ибука считает, что в воспитании главное — окружение, а не гены. Именно среда может развить в ребенке способность к профессии отца, пробудить к ней интерес.
М. Ибука называет ошибкой современных психологов и педагогов ограничение малыша в ин-формации, так как это якобы сказывается на его нервной системе. Но дело в том, что мозг ребен-ка очень хорошо «знает» свой предел, и если информация избыточна, то он просто прекращает ее воспринимать.
Родители во всем мире следуют принципу «оставить в покое» в раннем возрасте ребенка, зато, когда дети идут в школу, моментально отказываются от способа наименьшего сопротивления и резко становятся строгими, вспомнив о воспитании. Ибука предлагает поменять традиционные периоды строгости и «все можно»: быть строгими именно в первые годы жизни ребенка (не за-бывая, конечно, и про ласку), а когда тот начинает развиваться сам, постепенно прекратить ро-дительское влияние, научиться уважать его волю, его «я». Невмешательство в раннем возрасте, затем давление в более позднем может только погубить в ребенке талант и вызвать его сопро-тивление.
Шлепать ребенка, считает М. Ибука, можно только до тех пор, пока он еще слишком мал и не может воспринимать это как оскорбление. В 2-3 года у него появляется чувство собственного достоинства и тогда он готов противостоять любым попыткам как-то его обуздать.
Восприятие маленького ребенка спонтанно и взрослым часто кажется произвольным, однако это не так; просто ребенок по картинке может прочесть совсем другую историю.

Каждая мать мечтает, чтобы в ее ребенке раскрылся какой-либо талант. Чтобы он проявился, допустим, в живописи, вокруг него должно быть достаточно карандашей и бумаги в любое время. Чтобы проявился музыкальный талант, очевидно, нужно растить малыша в соответствующей атмосфере, когда дома много хороших аудиозаписей, когда имеются музыкальные инструменты, которые должны быть доступны для ребенка (например, постоянно открытое фортепиано). Кста-ти, музыкальное образование в самом раннем возрасте отражается даже на внешности ребенка, у него ярче, живее блестят глаза.

В старину продавец древностей в первые полгода обучения окружал своего ученика только са-мыми ценными и настоящими произведениями искусства, чтобы всегда мог отличить истинный антиквариат от подделки. Этот метод обучения хорошо применим и к воспитанию ребенка. Если у него в мозгу, который пока еще — «табула раса», запечатлеется истинное искусство, оно будет запрограммировано в нем на всю жизнь.

Как это ни парадоксально, но М. Ибука — сторонник телевидения. Он считает, что телевизор помогает ребенку научиться правильно говорить, особенно если он живет где-то в глубинке. Можно возразить, что ребенку нет смысла слушать то, что он не понимает. Но ему совершенно необязательно все понимать: главное, чтобы у него выработалась привычка к речи с правильны-ми ударениями, интонациями, акцентами. Гастрономические вкусы - тоже не последнее дело в раннем воспитании. В прямой зависимости от их развития находится развитие вкусов вообще, а также способность к восприятию нового, диапазон этого восприятия. Вкусы, так же, как и другие чувства, формируются между годом и тремя. Секрет прост. Не обязательно кормить ребенка только чем-то полезным. Главное, считает М. Ибука, разнообразным, причем не в привычном понимании, принятом в детской кулинарии. Соусы, приправы, соленья (естественно, допустимой остроты), нетрадиционные гарниры, напитки, «сложные блюда» — все это вырабатывает пра-вильное отношение к еде, расширяет выбор ребенка и усиливает желание этот выбор сделать.

Развитию чувства времени способствует распорядок дня. Завтрак, через 4 часа — обед, еще через 4 — ужин. Так автоматически запоминается большой отрезок времени. Не надо бояться говорить двухлетнему несмышленышу: «Подожди 10 минут», «Через 5 минут ложимся спать», «Гуляем еще полчаса». При регулярном повторении может запомниться и любой малый промежуток.

Все эти навыки, повторяет Масару Ибука, являются базисными по отношению к более глубоким, «взрослым» способностям. Позже в воспитании родителям помогут детский сад, школа, пока ребенок сам не ощутит себя личностью, способной к саморазвитию и самовоспитанию. Получится ли из него светило науки, звезда экрана или президент — неважно. Если это будет простой научный сотрудник, актер средней руки или работник соцобеспечения — тоже ничего. Но вполне не исключено, что г-н Ибука прав, и если родители упустят время, то через пару десятков лет процент Пушкиных, Талейранов и Менделеевых в обществе не увеличится.

Марина Флай

Сайт создан в системе uCoz